Кайков
Павел Александрович
|
(23.02.1918, с. Второе Захарове Захаровского р-на Рязанской
обл. — 13.12.1943). Лётчик-истребитель,
Герой Советского Союза, гвардии капитан. Участник Великой Отечественной войны
с первого дня. Совершил 3 воздушных тарана (2 в одном бою). Всего произвёл
335 боевых вылетов, сбил лично 7 и в группе 24 самолёта.
Хлобыстов родился в крестьянской
семье. Окончил 7 классов. После смерти родителей переехал в Подмосковье
к родственникам. С 1935 г.
трудился на Карачаровском механическом заводе, затем перешёл на
«Металлокомбинат» в Перово, где работал электромонтером. Одновременно учился в
Ухтомском аэроклубе. В 1939
г. юношу призвали в армию. В 1940г.
Хлобыстов окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков им. А. Ф. Мясникова.
В начале Великой Отечественной войны
защищал Ленинград в составе 153-го истребительного авиаполка.. 1 июля 1941 г. На истребителе
И-153 сбил первый самолет противника. Затем были еще успешные схватки в небе,
многочисленные вылеты на штурмовку вражеских войск, награжден орденом Красного
Знамени. Всего под Ленинградом
совершил 214 боевых вылетов. В январе 1942 г. лейтенант Хлобыстов на Севере стал
командиром звена 147-го истребительного авиаполка ВВС 14-й армии.. За
короткое время зарекомендовал себя храбрым летчиком и умелым
командиром.. Летал на штурмовку войск противника, прикрытие
Туломской ГЭС, Кировской железной дороги, подступов к Мурманску. 4 апреля 1942 г. полк был
преобразован в 20-й гвардейский. К этому времени Хлобыстов довел счет боевых вылетов до 266.
8 апреля 1942 г в группе командира
эскадрильи. А. П. Позднякова на
истребителе «Томагаук» Хлобыстов выполнял задание в районе Рестикента,
где по сообщениям пограничников концентрировались немецко-финские войска.
Вблизи цели летчики перехватили шедшие на Мурманск 15 бомбардировщиков
Ю-87 под прикрытием двух групп «мессершмиттов». Истребители обеих сторон
сошлись в воздушном сраженье. В один из моментов боя, когда
фашистский самолет оказался рядом, Хлобыстов ударил правой плоскостью по
хвостовому оперению противника. Тот, поврежденный, ушел к земле. У
«Томагаука» от удара отвалился конец крыла, но машина слушалась
управления. В следующем
эпизоде боя лоб в лоб с немецким летчиком сошелся капитан Поздняков.
Вскоре, когда Хлобыстов расходился с двумя немецкими истребителями, он
той же плоскостью задел еще один самолет. Советский летчик остался жив,
удержал искалеченный самолет в воздухе и благополучно вернулся на аэродром.
Свидетель боя по радиосообщениям на командном пункте и наблюдавший
посадку корреспондент дивизионной газеты «За Родину» Александр
Шевцов вспоминал: «Мы подбежали к самолету. На крыло было страшно смотреть.
Мягкий дюралюминий при ударе в концах закруглился, завился в причудливые завитки,
напоминая большой диковинный цветок. Увидев нас, Алексей Хлобыстов показал на
обломанную плоскость и с виноватой улыбкой сказал: "Смотри, какая розочка получилась..."» Прослышав об уникальном случае - три тарана в
одном бою, на аэродром приехал находившийся в Мурманске
уполномоченный ГКО на Севере И. Д. Папанин, он сфотографировался у «розочки».
В том же месяце с Хлобыстовым беседовал писатель Константин Симонов, написавший об отважном летчике очерк «Русское
сердце». Он опубликован 21 мая в газете «Красная Звезда», 22 мая - в
«Правде».
9 Мая 1942 года Хлобыстов в
составе группы сбил вражеский бомбардировщик.
14 Мая 1942 года он одержал ещё одну победу, сбив
истребитель Ме-109. После этой победы он долгое время провёл в
госпитале, там же узнал о присвоении ему звания Героя Советского Союза.
13 Декабря 1943 года, командир
эскадрильи 20-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии
капитан А. С. Хлобыстов, погиб, выполняя разведывательный полёт над
территорией занятой противником.
|